22.04.2025

Диспраксия

Учитель - дефектолог Кузнецкого филиала провела консультацию с воспитателями по результатам диагностики детей, поступивших в стационарное отделение, по  результатам которой были выявлены дети с диспраксией. Диспраксия - это нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений. Диспраксия может быть вызавана недостаточным развитием или недоразвитием нейронов головного мозга. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями. Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии). Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне. Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Общие симптомы данного нарушения. Позднее овладение моторными навыками. Как правило, такие дети позже остальных начинают сидеть, ползать, ходить и т.д. Они медленно учатся самостоятельно есть и держать в руках столовые приборы. Трудности с определением ведущей руки. Неловкость в движениях.Частые спотыкания во время ходьбы, падения. Неловкость в подвижных играх. Такие дети с трудом ловят и бросают мяч, плохо прыгают со скакалкой. Неумение стоят на одной ноге, ездить на велосипеде и т.д. Пропуски, искажения, замены сложных звуков более простыми. Трудности с освоением навыков письма и чтения. Проблемы с памятью (ребенок забывчив). Чувствительность к прикосновениям (даже легким). Нарушения сна и т.д.

Так же учитель - дефектолог рассказала о способах коррекции. Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (плавание, прыжки на батуте и т.д.). Физическая реабилитация включает в себя следующие медицинские методы: оздоровительный массаж, физиотерапия, кинезиотерапия. Помимо этого, лечение включает в себя нейропсихологическую коррекцию и логопедические занятия. Практикуется СУДЖОК - терапия, пальчиковая гимнастика, различные сенсомоторные игры, арт - терапия. Логопедическая работы выстраивается с учетом выявленных нарушения устной и письменной речи. Проводится массаж артикуляционных органов, постановка и автоматизация звуков. В структуру занятий обязательно включается логоритмика.

 

 

 

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. Ознакомиться с Политикой Конфиденциальности