Техники арт-терапии в работе с подростками
Не секрет, что порой легче нарисовать, чем сказать. А в подростковом возрасте нехватка слов особенно чувствуется. С детьми стационарного отделения педагогом-психологом С.В. Блощененко было проведено интересное занятие с использованием арт-терапевтической методики «Мы – художники моего «Я», направленной на изучение самопонимания, рефлексивных и эмпатийных способностей подростков. Участники занятия сначала рисовали свое состояние на чистом листе бумаги, затем передавали рисунки другим, которые дополняли изображение своими элементами. Процесс передачи рисунков повторялся несколько раз, пока рисунок снова не возвращался владельцу. Эта методика позволила подросткам чуть лучше понять себя и свои чувства и состояния, научиться погружаться в мир чувств другого человека и бережно относиться к нему, а также ценить мнение другого человека о тебе. Подобные упражнения помогают подросткам развить важные жизненные навыки, необходимые для успешного взаимодействия в обществе. Арт-терапия вновь доказала свою эффективность как инструмента, позволяющего разобраться в сложных аспектах человеческого поведения и взаимоотношений.
Получившиеся композиции были весьма разнообразны: некоторые ребята оценили полученный результат положительно, другие остались недовольны внесенными изменениями. Но независимо от реакции каждого участника, сама методика принесла большую психологическую пользу.
Психологические преимущества совместного творчества
Этот эксперимент позволил нам наглядно продемонстрировать нескольким важным вещам:
Мы зависимы друг от друга
Каждый участник видел, как простой первоначальный набросок превращался в нечто большее благодаря усилиям других ребят. Иногда дополнения казались неожиданными или непонятными, но именно это создавало новое пространство для размышлений.
Учимся воспринимать чужой вклад
Подростки сталкивались с необходимостью принять и интегрировать элементы, созданные другими людьми. Это учит терпимости и уважению чужого мнения, формирует умение конструктивно взаимодействовать с коллективом.
Открываем разные грани своего Я
Участие в групповом творчестве позволило ребятам задуматься о своем восприятии реальности, рассмотреть собственную позицию в новом свете. Для многих стало открытием, насколько сильно одно маленькое изменение способно повлиять на общий смысл рисунка.
Подобные упражнения помогают подросткам развить важные жизненные навыки, необходимые для успешного взаимодействия в обществе. Арт-терапия вновь доказала свою эффективность как инструмента, позволяющего разобраться в сложных аспектах человеческого поведения и взаимоотношений.





