15.12.2025

Волшебная комната

Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами. Ребенок исследует, познает, изучает все, что его окружает, и только так получает бесценный сенсорный опыт. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. Одной из современных технологий является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорной комнаты с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды. Сенсорные комнаты бывают двух видов – светлыми и темными, их отличают назначение и оснащение. Задача светлой – содействовать естественной двигательной активности детей, развивать их интерес к окружающим предметам и взаимодействию с ними. Темной – снимать нервное напряжение и расслаблять. В Кузнецком филиале тёмная/светлая сенсорная комната используется как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Некоторые задачи, которые можно решить с помощью занятий в такой комнате:

- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

- создание положительного эмоционального состояния;

- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

- формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости или агрессии;

- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Занятия проводятся индивидуально и в подгруппах. План занятий составляется в зависимости от степени выявленных когнитивных нарушений и психоэмоционального статуса. Продолжительность занятий составляет 20-30 минут.

Показания к занятиям в тёмной сенсорной комнате:

- различные психоневрологические проблемы,

- задержки психомоторного и речевого развития,

- аутизм, адаптационные расстройства,

- нарушения зрения, слуха,

- нарушения эмоционально-волевой сферы и другие.

Противопоказания:

- соматические и психоневрологические,

-  инфекционные заболевания.

Перед проведением занятий изучаем анамнез ребёнка, консультируемся с врачами и получаем рекомендации по каждому конкретному диагнозу.

Для достижения максимального эффекта помощи детям с ОВЗ в Кузнецком филиале специалисты разного профиля проводят занятия с темной/светлой сенсорной комнате: психолог, дефектологи, воспитатели, логопед, социальные педагоги.

Они используют разные методы в зависимости от проблематики и возраста занимающихся. Некоторые из них:

Релаксационные упражнения. Цель таких упражнений-освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног. Релаксационные техники используют со специально подобранной музыкой.

Дыхательные техники. Такие упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания, стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

Музыкотерапия, активное слушание музыкальных произведений. Многогранность влияния музыки помогает подготовить ребёнка к учёбе, активизировать психические процессы и познавательную деятельность, сформировать нужный эмоциональный настрой, помочь расслабиться и отдохнуть.

Методы телесно-ориентированной терапии способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.

Игры и упражнения на развитие психических процессов. Это могут быть беседы, коммуникативные упражнения, тренинги, игры, направленные на развитие воображения, вербальные и невербальные игры, «мысленные картинки» и другие.

Упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений. Также проводят игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление, снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр и другие.

Используя оборудование сенсорной комнаты, занятие легко превратить в игру или сказку, что способствует развитию мотивации к обучению у детей с ОВЗ.

 

Решаем вместе
Есть вопрос?
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. Ознакомиться с Политикой Конфиденциальности