Волшебная комната
Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами. Ребенок исследует, познает, изучает все, что его окружает, и только так получает бесценный сенсорный опыт. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. Одной из современных технологий является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорной комнаты с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды. Сенсорные комнаты бывают двух видов – светлыми и темными, их отличают назначение и оснащение. Задача светлой – содействовать естественной двигательной активности детей, развивать их интерес к окружающим предметам и взаимодействию с ними. Темной – снимать нервное напряжение и расслаблять. В Кузнецком филиале тёмная/светлая сенсорная комната используется как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Некоторые задачи, которые можно решить с помощью занятий в такой комнате:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
- формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости или агрессии;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Занятия проводятся индивидуально и в подгруппах. План занятий составляется в зависимости от степени выявленных когнитивных нарушений и психоэмоционального статуса. Продолжительность занятий составляет 20-30 минут.
Показания к занятиям в тёмной сенсорной комнате:
- различные психоневрологические проблемы,
- задержки психомоторного и речевого развития,
- аутизм, адаптационные расстройства,
- нарушения зрения, слуха,
- нарушения эмоционально-волевой сферы и другие.
Противопоказания:
- соматические и психоневрологические,
- инфекционные заболевания.
Перед проведением занятий изучаем анамнез ребёнка, консультируемся с врачами и получаем рекомендации по каждому конкретному диагнозу.
Для достижения максимального эффекта помощи детям с ОВЗ в Кузнецком филиале специалисты разного профиля проводят занятия с темной/светлой сенсорной комнате: психолог, дефектологи, воспитатели, логопед, социальные педагоги.
Они используют разные методы в зависимости от проблематики и возраста занимающихся. Некоторые из них:
Релаксационные упражнения. Цель таких упражнений-освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног. Релаксационные техники используют со специально подобранной музыкой.
Дыхательные техники. Такие упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания, стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.
Музыкотерапия, активное слушание музыкальных произведений. Многогранность влияния музыки помогает подготовить ребёнка к учёбе, активизировать психические процессы и познавательную деятельность, сформировать нужный эмоциональный настрой, помочь расслабиться и отдохнуть.
Методы телесно-ориентированной терапии способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
Игры и упражнения на развитие психических процессов. Это могут быть беседы, коммуникативные упражнения, тренинги, игры, направленные на развитие воображения, вербальные и невербальные игры, «мысленные картинки» и другие.
Упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений. Также проводят игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление, снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр и другие.
Используя оборудование сенсорной комнаты, занятие легко превратить в игру или сказку, что способствует развитию мотивации к обучению у детей с ОВЗ.
.jpg)
.jpg)