Домашний консультант отчет за 1 полугодие 2025 года
Реализация проекта «Создание выездной службы ранней помощи «Домашний консультант» направлена на создание условий для включения семьи, воспитывающей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, а также детей с риском инвалидизации в комплексную систему реабилитационной помощи ребенку. Основные мероприятия направлены на обучение родителей навыкам ухода, эффективного взаимодействия, воспитания и развития ребенка в домашних условиях, в том числе в дистанционной форме. Особенно эффективна дистанционная форма для семей, проживающих в удаленных районах Пензенской области или не имеющих возможности посещать службу ранней помощи по месту проживания из-за тяжелого дефекта ребенка или из-за отсутствия возможности его транспортировки. Для достижения целей и задач реализации социальной практики «Домашний консультант» сформированы мультидисциплинарные выездные бригады для обучения родителей (законных представителей) навыкам (первая медицинская помощь, уход, эффективное взаимодействие с ребенком; обучение ребенка гигиене, опрятности, самообслуживанию, навыкам подбора и использования технических средств реабилитации, взаимодействия с ребенком, развития и воспитания ребенка). В 1 полугодии 2025 года с семьями работали 20 специалистов Центра, в том числе врач-педиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, медсестра по массажу, старший воспитатель, педагог дополнительного образования. Для каждой семьи составляется и реализуется индивидуальный план ранней помощи. За отчетный период (01.01.2025 – 30.06.2025 гг.) было заключено 60 договоров на оказание услуг ранней помощи выездной бригадой. В рамках выполнения договорных обязательств выездная бригада провела 133 выезда в 60 семей (в 1 семью – 8 выездов, в 2 семьи – по 4 выезда, в 3 семьи - по 3 выезда, в 54 семьи – по 2 выезда). Количество выездов в семью определялось уровнем сложности заболевания ребенка и уровнем развития родительских компетенций.
Все семьи проявили активный интерес к услуге «Игровой психотерапевтический кабинет». В процессе проведения занятий было выявлено, что у детей есть игрушки, развивающие наборы, но родители не умеют правильно организовать игровое пространство или саму игру. Так, специалисты оказывали помощь в развитии родительских компетенций в организации развивающих игр с ребенком, помогали правильно распределить пространство в комнате для игр и развития ребенка. После выездов работа с семьей велась дистанционно. С родителями проводились консультации по вопросам развития и воспитания ребенка. Самые востребованнные темы консультаций: режим кормления ребенка, приучение к горшку, массаж, игры по возрасту, общение со сверстниками, организация развивающего пространства в доме, запуск речи, понимание обращенной речи, детские капризы и манипуляции. Данные темы родители охотно обсуждали в группах, делились опытом. В период работы специалисты взаимодействовали с семьями и уточняли их запросы. По схожим вопросам формировались группы родителей, которых приглашали на онлайн-занятия «Особенный университет». Необходимо отметить, что групповая работа в рамках «Особенного университета» пользовалась спросом, но для ее эффективной реализации необходима индивидуальная подготовка родителей. На индивидуальных консультациях специалист объяснял правила работы группы, ее принципы и культуру взаимодействия, чтобы избежать уходов от темы беседы, оскорблений, оценок друг друга, негативных эмоций, пренебрежения чужим мнением. После этого, родителей присоединяли в группу. Кроме знаний, положительного опыта разрешения проблемы, родители расширяли свои представления о возможных вариантах разрешения разных жизненных вопросов развития и воспитания ребенка, обогащали свой опыт мнением других родителей. Находясь в группе, родители чувствовали, что они не одни в своей проблеме, что есть люди, которые хотят ее решить, а есть и те, которые уже ее решили. В отчетном периоде работа «Особенного университета» была организована по программе развития психолого-педагогических компетенций у родителей детей раннего возраста «Растем всей семьей». Было организовано 10 занятий (2 раза в месяц по 1 часу) по темам «Особенности раннего возраста», «Как приучить ребенка к горшку», «Малыш и гигиена», «Режим сна и бодрствования», «Как научить ребенка есть самостоятельно» и др. Кроме индивидуального консультирования семьи были организованы досуговые мероприятия, которые способствовали социализации семьи и ребенка, получению нового социального опыта, расширению круга общения семьи, обмен опытом и мнениями. За отчетный период было проведено 6 мероприятий: День защитника отечества - 15.02.2025 г., 8 марта -5.03.2025 г., Пасха - 18.04.2025 г., День бисера и шнуровки - 21.05.2025 г., День защиты детей -30.05.2025 г., Народные промыслы России - 25.06.2025 г. В отчетный период продолжил свою работу социальный прокат «Добротека». Родители заинтересовались предложением развивающего оборудования. Особенно пользуются спросом развивающие игрушки. Родители отмечают, что стоимость игрушек велика, а срок их использования очень маленький, так как ребенок либо перестает ей интересоваться, либо «перерастает» уровень сложности игрушки. Таким образом, возможность взять игрушку на месяц или больше позволяет не только съэкономить семейный бюджет и развивать ребенка в соответствии с возрастом, а еще и научить его бережному отношению к игрушкам и вещам. Также, увеличилось число семей, воспользовавшихся услугами социальной библиотеки. Так, игровое и реабилитационное оборудование, книги во временное пользование получила 51 семья, что составляет 85% семей – участников проекта (во 2 полугодии 2024 года услугами социального проката воспользовались 25% семей). Основные социальные результаты:
1. В службу «Домашний консультант» зачислены 60 семей, для которых проведены первичные приемы, в ходе которых составлены индивидуальные программы ранней помощи для каждой семьи (выполнение плана 100%).
2. Разработана программа по развитию психолого-педагогических компетенций у родителей детей раннего возраста «Растем всей семьей», которая легла в основу работы «Особенного университета».
3. Разработаны и утверждены буклеты рекламно-информационного содержания «Воспитание детей в раннем возрасте (нормы развития)»; «Воспитание детей в раннем возрасте (игры и игрушки)»
4. Проведено 133 выездов (выполнение плана на 133%) в семьи 22 муниципальных районов (выполнение плана на 122%).
5. Проведено 6 мероприятий для семей целевой группы с целью социализации, расширения социальных контактов, получения опыта общения с другими семьями, совершенствование навыков родителей по взаимодействию с детьми.
6. Услугой «Игровой психотерапевтический кабинет» было охвачено 60 семей (100% участников).
7. Пунктом социального проката воспользовалась 51 семья (выполнение плана 283%).
8. Занятия в «Особенном университете» посетили 60 родителей (выполнение плана 100%).
9. Степень удовлетворенности родителей по 10-балльной шкале: 38 семей – 10 баллов, 9 родителей – 9 баллов, 13 родителей – 8 баллов.
В процессе реализации гранта были приняты меры по обеспечению безопасности детей и их родителей, участвующих в мероприятиях проекта, охраны их жизни и здоровья, включая организованную перевозку детей на автобусе Учреждения, обеспечению в установленном порядке противопожарной безопасности, охраны помещений, где проводились мероприятия с детьми и их родителями. Социальная значимость практики. Внедрение технологии «Домашний консультант» позволило расширить спектр реабилитационных услуг ранней помощи в систему реабилитации, увеличить количество получателей услуг ранней помощи, внедрить систему сопровождения семьи с ребенком раннего возраста. Внедрение технологии обеспечивает повышение качества жизни детей, в том числе детей с ТМНР (улучшение эмоционального фона, повышение познавательной активности, формирование основных жизненных компетенций и активности детей, коммуникативных навыков) и воспитывающих их семей (организация пространства дома и режима дня ребенка для самостоятельности ребенка, снижение психоэмоционального напряжения у родителей, расширение социальных контактов семей и др.). Технология позволяет сделать реабилитационный процесс ребенка непрерывным за счет повышения родительских компетенций, помогает семье, воспитывающей ребенка раннего возраста организовать быт, пространство, время для наиболее эффективного развития и воспитания ребенка. Таким образом, за отчетный период удалось реализовать все мероприятия по достижению цели проекта, решению поставленных задач, обеспечить ожидаемый социально значимый результат. Внедрение социальной практики имеет устойчивый характер.